
Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз
Необычный метод лечения посттравматического стресса (ПТСР) был открыт и разработан Ф.Шапиро в конце 80 –х гг. Метод получил название EMDR («Eye Movement Desensitization and Reprocessing»), что на русский язык переводится как «Десенсибилизация с помощью движения глаз» или ДПДГ. ДПДГ – это интеграция когнитивного подхода (поведенческая десенсибилизация), клиент-центрированного подхода и телесно-ориентированой терапии. В основе метода лежит идея билатеральной стимуляции:
- движения глаз в определенном темпе и по определенной схеме стимулируют поочередную работу разных полушарий мозга;
- для усиления переработки информации к зрительной стимуляции добавляется звуковая и/или телесная стимуляция;
- такая поочередная работа позитивно воздействует на эмоциональное состояние, устраняя и снижая негативное влияние травмирующих событий.
ДПДГ позволяет работать с:
- ПТСР;
- тревожными расстройствами;
- страхами, фобиями;
- болями;
- психосоматикой;
- зависимостями.
Противопоказаниями являются острые психозы и эпилепсия.
Как работает ДПДГ? Переработку полученной человеком информации блокируют стрессы, поэтому нет адаптивного разрешения реакций, негативная информация длительно сохраняется в мозге и не происходит нового научения. Отсюда деструктивное поведение и негативные эмоции. На сеансе ДПДГ стрессовая ситуация определенным образом перерабатывается и отрицательные эмоциональные воспоминания переходят в нейтральную форму, а убеждения становятся конструктивными. Эффективность ДПДГ доказана научно: с помощью клинических исследований и изучения на МРТ (магнитно-резонансная томография).
Процедура применения ДПДГ стандартизирована и применяется по протоколу, что обеспечивает дополнительную безопасность и гарантирует результат.
Как происходит сессия? Клиент формулирует тему, с которой хотел бы поработать и определяет образ, отражающий наиболее травматическую часть события. Затем терапевт помогает клиенту выбрать негативное самопредставление (убеждение, отражающее негативную самооценку), которое больше всего подходит к выбранной теме (напр., «Я не могу достичь успеха»). Далее клиент оценивает негативное самопредставление по шкале субъективного беспокойства от 0 до 10, где 0- нейтральная оценка, а 10 – наибольшее беспокойство, которое только можно представить. Так же выбирается позитивное самопредставление (оно дает возможность альтернативного, свободного от болезненных самообвинений взгляда на событие, напр., «Я могу достичь успеха») и тоже оценивается по шкале. Затем клиент определяет, где именно в теле испытываются физические ощущения при обращении к волнующей ситуации. Далее начинается собственно сам процесс десенсибилизации (очистки ассоциативных каналов памяти). Клиент следит глазами за движущейся рукой терапевта, вспоминает ситуацию и проговаривает про себя негативное самопредставление. После процедуры клиент и терапевт обсуждают возникшие изменения и вновь повторяют десенсибилизацию. Если негативная информация успешно переработалась, то можно приступать к инсталляции (введению позитивного образа и его оценке). В случае незавершенной переработки в конце сеанса используются релаксационные или трансовые техники для купирования сохраняющегося у клиента беспокойства. В конце сеанса терапевт и клиент обсуждают результаты работы. Также терапевт информирует клиента о возможном продолжении переработки между сессиями и рекомендует запоминать или записывать все возникающие между сеансами воспоминания, сновидения и мысли, так или иначе относящиеся к проблеме. Длительность одной сессии — 60-90 минут.
В результате ДПДГ травмирующее событие перестает быть таковым. Само воспоминание о проблемной ситуации или переживании не исчезает, но его болезненность значительно снижается.
ДПДГ – это быстрый и безболезненный метод психологической помощи, который подходит и детям, и взрослым. Благодаря ДПДГ можно просто и надежно избавиться от страхов, тревожности и негативного отношения к жизни.
Специалист ЦНиР
Нейропсихолог, клинический психолог
Хлебникова И.В.
Детский медицинский психолог, нейропсихолог
Окончила МГППУ по специальности психолог, преподаватель психологии.
Дополнительное образование: МГППУ (перинатальный психолог); МИОО – психомоторная развивающая среда, психомоторная коррекция детей дошкольного и младшего школьного возраста; РНИМУ им. Пирогова (клинический психолог); НИЦ детской нейропсихологии им. Лурия (нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте); Институт кинезиологии – антистрессовая кинезиология.
Основные направления профессиональной деятельности: Нейропсихологическая, патопсихологическая и психолого-педагогическая диагностика и коррекция детей и подростков; Консультации родителей по вопросам детско-родительских взаимоотношений.
Ведет занятия и приемы в ЦНИР:
Нейропсихологическая диагностика (стандартная), 60 мин. | Записаться | |
Нейропсихологическая диагностика (расширенная), 75 мин. | Записаться | |
Нейропсихологическая диагностика (в т.ч. готовности к школьному обучению), 90 мин. | Записаться | |
Нейропсихологическая коррекция (групповое занятие, группы 3-5 чел), 60 мин. | Записаться | |
Нейропсихологическая сенсомоторная (двигательная) коррекция, 60 мин. | Записаться | |
Нейропсихологическая коррекция при трудностях обучения (в т.ч. внимания, памяти, проблем письма и чтения (дисграфии и дислексии)), 60 мин. | Записаться | |
Нейропсихологическая сенсомоторная (двигательная) коррекция (занятие ведет супервизор), 60 мин. | Записаться | |
Комплекс занятий по сенсомоторной (двигательной) коррекции — 10 занятий | Записаться | |
Нейропсихологическая сенсомоторная коррекция он-лайн (только по назначению специалиста), 60 мин. | Записаться | |
Групповая нейропсихологическая коррекция внимания, а также при дисграфии/дислексии (группа 3-4 чел), 60 мин. | Записаться | |
Подготовка к школе с нейропсихологом , 60 мин. | Записаться |
Write a comment: