Open/Close Menu Центр неврологии и развития детей раннего возраста

Ребенок устает в школе: взгляд нейропсихолога

Саша заканчивает первый класс. Оценки у него неплохие, он почти отличник. Каких-то явно заметных проблем у него не замечают ни учителя, ни родители. Он и считает, и пишет, и читает вполне хорошо. Только вот сильно устает. Со слов мамы, из школы он приходит «весь зеленый». Сделал уроки и устал. А когда устает, капризничает, раздражается. Обращались к врачам – диагноз «здоров». В чем может быть проблема?

Отвечает нейропсихолог, клинический психолог Глиник Ольга Александровна

Трудности Саши могут корениться в неполной сформированности к его 7 годам определенных зон мозга, в том числе нервный связей (комиссур мозга), соединяющих правое и левое полушарие и обеспечивающих согласованную работу всего мозга в целом.

Причиной может быть и атипичный профиль латеральной организации – фактор левшества – незамеченный вовремя и неудачно скомпенсированный ребенком самостоятельно. Недостаточно сформированными могут оказаться и другие мозговые зоны, отвечающие за важные звенья, входящие в состав функциональных систем счета, письма или чтения. Утомляемость у ребенка происходит от того, что он достигает того же результата в школьном обучении, что и его сверстники, обходным путем, требующим от него гораздо больших затрат энергетических ресурсов организма. Все это происходит от того, что недостаточная функциональная сформированность работы важных звеньев ВПФ препятствует нормативной работе функции. При этом стихийно сформированные ребенком компенсаторные механизмы работают не так хорошо, как хотелось бы.

Например, у детей-левшей атипичная организация функциональных систем мозга, отвечающих за ориентацию в пространстве, оптико-пространственный анализ и синтез, может в некоторых случаях приводить к быстрому распаду раз упроченного навыка. Так, описаны случаи, когда ребенок-левша с течением времени забывает, как определять время по часам со стрелками, если долго не упражняется в этом умении. Могут быстро забываться и другие, казалось бы, упроченные навыки. Такого обычно не происходит у детей-правшей. В нейропсихологической литературе делается предположение, что такая особенность типична для детей-левшей. Эти и другие особенности левшей должны быть учтены при работе с ними в школе и дома для профилактики риска школьной неуспеваемости, либо других негативных моментов (эмоциональных, поведенческих).

Таким образом, своевременное обследование у нейропсихолога как раз и позволяет выявить детей, которые хотя и относятся в настоящее время к группе успевающих школьников, но попадают в «группу риска» по определенным нейропсихологическим показателям. Это означает в первую очередь опасность со стороны возможных декомпенсаторных проявлений у таких детей в будущем, когда скомпенсированные на данный момент, скрытые от глаз дефициты, отставания или дефициты формирования высших психических функций, могут заявить о себе со временем. Например, когда даваемый в школе материал будет более сложным, либо в результате продолжающихся перестроек функциональных систем в процессе взросления. Такие декомпенсации могут проявляться в том числе и как повышенная утомляемость в школе и дома. Нейропсихолог поможет выявить такие неявные дефициты и определить необходимые коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на профилактику будущих трудностей ребенка.

Специалист ЦНиР
Нейропсихолог, клинический психолог
Глиник Ольга Александровна

Детский медицинский психолог, нейропсихолог
Окончила с отличием магистратуру психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова по кафедре нейро- и патопсихологии по программе «Клинико-психологическая реабилитация когнитивных и эмоциональных процессов. Прошла профессиональную переквалификацию по программе «Клиническая психология» в Московском институте психоанализа.
Имеет большой практический опыт работы с детьми дошкольного, а также младшего, среднего и старшего школьного возраста с трудностями обучения и сопутствующими нарушениями (расстройства аутистического спектра, СДВГ, ММД, ЗПР, ЗРР и др.).

Успешно модифицировала и применяет в работе Сингапурский модельный метод обучения математике в качестве одного из инструментов нейропсихологической коррекции школьной неуспешности. Участник конференций и конгрессов по нейропсихологии.

Ведет занятия и приемы в ЦНИР:

Нейропсихологическая диагностика (стандартная), 60 мин. Записаться
Нейропсихологическая диагностика (в т.ч. готовности к школьному обучению), 90 мин. Записаться
Нейропсихологическая сенсомоторная (двигательная) / когнитивная коррекция, 60 мин. Записаться
Нейропсихологическая коррекция при трудностях обучения (в т.ч. внимания, памяти, проблем письма и чтения (дисграфии и дислексии)), 60 мин. Записаться
Write a comment:

*

Your email address will not be published.

Телефон        +7 (495) 488-71-88