Open/Close Menu Мы работаем с детьми с любыми задержками в развитии
Проективная рисуночная диагностика

Статья

«Я –Единорог! Проективная рисуночная диагностика

«Я –Единорог! Я очень, очень красивый! У меня добрые, немного грустные глаза и милый «пятачок», который очень похож на смайлик. Мой рог очень маленький и его не сразу заметно в яркой гриве. У меня округлое ярко красное тело. Я совсем не опасный, скорее беззащитный. Я стою, раскинув «руки» в стороны, готовый к тому, что меня оценят и скажут: «Какой же ты красивый! Как можно такого не полюбить!»

Ситуацию описывает нейропсихолог, клинический психолог Соловова Светлана Васильевна

По результатам проективной рисуночной диагностики:

Так, возможно, описал бы себя наш герой, который является безусловной проекцией самой Эвы.

Сразу следует отметить, что ребенок не является автором идеи рисунка. Единорог – очень популярный мультперсонаж, изображением которого изобилует интернет, детская печатная продукция, существует масса игрушек. Дети любят его за то, что он красивый и исполняет желания. Соответственно, основные параметры рисунка заданы извне и не являются чистой проекцией самовосприятия. Но маленький автор привнес в шаблон много своего, личного.

Рисунок большой и яркий, он занимает весь лист (признак демонстративности, эгоцентризма). Не свойственная лошадке пространственная особенность (лошадка стоит как человек) еще раз подтверждает внутреннюю потребность ребенка быть ярким, значимым.

На фоне общей добродушности персонажа (отсутствие признаков вербальной и физической агрессии, а именно: зубов, заостренных конечностей, размера и остроты рога), обращает на себя внимание большой, яркий, с многочисленными зазубринами и колючими линиями венец. Ребенок как мог изобразил гриву, но если мы не знакомы с этим персонажем, мы увидим скорее воинственный иерокез. Некоторые животные в дикой природе наделены подобным психологическим (и не только) оружием для отпугивания врагов. Можно предположить, что ребенок в данный период испытывает фрустрирующие его эмоции, которые, в свою очередь, запускают механизм защитного агрессивного фантазирования. И, поскольку ребенок данного возраста уже знаком с социальными нормами и, в той или иной степени, уже научился контролировать свое поведение, единственным приемлемым способом выражения эмоций, вместо прямого выражения агрессии, стали вредность и жадность. Это своеобразное требование внимания и похвалы, в попытке поднять свою ценность, стать значимой и важной для себя и для других. О наличии подавляемой физической агрессии говорит так же интенсивный акцент на «руках».

Хронический стресс способен соматизировать психологическую проблему, то есть вызывать целый спектр телесных проблем (частые болезни, боли непонятной локализации и не имеющие объективных физиологических причин и пр.). У нашей Единорожки сильно акцентировано туловище, оно интенсивно закрашено красным цветом (цвет не только любви и красоты, но и агрессии и тревоги).

Безусловно следует учитывать кризисный возраст ребенка (7 лет). В этот период ребенок начинает осознавать свое место в системе человеческих отношений, стремится занять более взрослое положение в жизни. Кардинально меняется самооценка, ребенок начинает осмысливать свои чувства и переживания.

Но так же мы должны учитывать особенности семейной и социальной ситуации развития.

Например, ребенок может страдать от противоречивой самооценки. Ее причиной могли послужить как недооценка способностей ребенка (негативное сравнение) так и их переоценка в семье, вступающая в конфликт со школьной действительностью.

Так же причинами подобного поведения могут стать наблюдаемые ребенком противоречия воспитательных родительских позиций, неуверенность в любви родителей, равнодушие, замаскированное под занятость и проявляемое в различного вида “откупах”(новые игрушки, гаджеты, бесконтрольные компьютерные игры и пр.) вместо интересного совместного досуга.

Как же помочь ребенку в этой ситуации.

Прежде всего следует пересмотреть свои требования к ребенку, начинать расширять зону его самостоятельности, избегая попустительства, но и жестких запретов. Давайте ребенку возможность высказывать собственное мнение, предлагайте новые виды деятельности, новые обязанности. Будьте готовы к большому количеству детских вопросов, на которые обязательно нужно отвечать. Развивайте эмоциональный интеллект ребенка, помогая ему понять, какое чувство он испытывает, почему, и как его демонстрировать окружающим, никого не обижая и не теряя собственное лицо.

В целом, родителям надо быть готовыми проанализировать взаимоотношения в семье и, прежде всего, свои действия. Если самостоятельно это сделать трудно, следует обратиться к специалистам. В любом случае, необходимо найти новые продуктивные способы общения с ребенком.

Специалист ЦДКРН
Клинический психолог, нейропсихолог, специалист по сенсорной интеграции, системный семейный психотерапевт, арт-терапевт.
Соловова Светлана Васильевна

Клинический психолог, нейропсихолог, специалист по сенсорной интеграции, системный семейный психотерапевт, арт-терапевт.
Окончила Московский Психолого-Социальный Университет по специальности «Психология», профессиональная переподготовка в Российском Государственном Социальном Университете по специальности «Клиническая психология», профессиональная переподготовка в Институте Практической Психологии и Психоанализа по программе «Психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия». Дипломированный ведущий тренингов. Имеет медицинское образование.

Получила дополнительное повышение квалификации в Институте Практической Психологии и Психоанализа по направлениям: использование изобразительной деятельности в психотерапии и психокоррекции, составление психологического портрета человека по его рисункам, психологическая коррекция кризисных и стрессовых ситуаций.
Стаж практической работы с детьми (от 1,3 года и дошкольниками) — более 15 лет.

Ведет занятия и приемы в ЦДКРН:

Нейропсихологическая диагностика (стандартная), 60 мин. Записаться
Проективная рисуночная диагностика, 60 мин. Записаться
Нейропсихологическая сенсомоторная (двигательная) / когнитивная коррекция, 60 мин. Записаться
Нейропсихологическая коррекция при трудностях обучения (в т.ч. внимания, памяти, проблем письма и чтения (дисграфии и дислексии)), 60 мин. Записаться

Статьи Солововой С.В.

УСЛУГИ В НАШЕМ ЦЕНТРЕ

Поможем в выборе!

Если у вас есть вопросы, оставьте заявку — мы ответим на все ваши вопросы

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Оставьте комментарий:

    Your email address will not be published.

    Телефон        +7 (495) 120-04-57