Детский аутизм

Детский аутизм проявляется в разных формах, при разных уровнях интеллектуального и речевого развития, поэтому ребенка с аутизмом можно встретить как в обычном детском саду, так и в специализированном.

Такие дети испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими людьми, в общении социальной адаптации и требуют специальной поддержки.

Аутичный ребенок внешне может производить впечатление просто избалованного, капризного, невоспитанного и непонимание, осуждение окружающих на улице усложняет положение и его самого и его родителей.

Под аутизмом в широком смысле понимается обычно явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире.

Такая неконтактность может проявляться в разных формах и по разным причинам. Иногда это просто характерологическая черта ребенка, а бывает вызвана и недостаточностью в развитии зрения, слуха, интеллектуального недоразвития и речевыми трудностями.

Но главная причина таких нарушении в коммуникации,- это малая потребность в общении, трудности в восприятия информации и понимания ситуации, невозможности пользоваться речью.

Наиболее яркими внешними проявлениями синдрома детского аутизма являются:

  • аутизм как таковой, т.е. предельное одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта (контакт «глаза в глаза», взаимодействие взглядом, мимикой, интонацией) даже с близкими, коммуникации и социальному развитию;
  • стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; сопротивления малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни, страх перед ними; поглощенность однообразными действиями — моторными и речевыми ( раскачивание, потряхивание, прыжки, повторение одних и тех же звуков, слов, фраз); пристрастие к одним и тем же предметами манипуляциям с ними: трясению, постукиванию, разрыванию и т.д. стереотипные интересы: одна и та же игра, тема в рисовании и т.д.;
  • задержка и нарушение развития речи (коммуникативной функции речи). Отсутствует целенаправленное использование речи, но сохраняется возможность случайного произнесения слов и даже фраз. Речь не используется ребенком для коммуникации (например, ребенок может декларировать одни и те же стихотворения, но не обращаться за помощью к родителям даже в самых необходимых случаях); ребенок неправильно использует в речи личные местоимения (называет себя «ты», «он»); не использует мимику и жесты в речи; необычный темп, ритм, интонация речи;
  • ранее проявление указанных расстройств (до 2,5 лет).

Современные специалисты считают, что детский аутизм развивается на основе явной недостаточности нервной системы, и отмечают, что трудности в коммуникации и социализации ребенка не зависят от его интеллектуального уровня развития (как при низких показателях, так и при высоких).

Родителей чаще тревожат такие особенности детей, как стремление уйти от общения, ограничение контактов даже с близкими, неспособность играть с другими детьми, отсутствие интереса к окружающему миру, стереотипность поведения, страхи, агрессия, самоагрессия.

Прекрасная память, проявляемые в отдельные моменты ловкость и сообразительность, внезапно произносимая сложная фраза, незаурядные познания в отдельных областях, чувствительность к музыке, стихам, природным явления – все это дает родителям надежду, что их ребенок на самом деле «все может».

В настоящее время установлено, что аутичный ребенок может родиться в любой семье. Установлено, что данный синдром встречается примерно в 3-6 случаев на 10 000 детей, обнаруживается в 3-4 раза чаще у мальчиков, чем у девочек.

Детский аутизм включен в группу первазивных, т.е. всепроникающих расстройств, проявляющихся в нарушении развития всех сторон психики.

Формы раннего детского аутизма:

  • Полная отрешенность от происходящего (отсутствие речи, невозможность поймать взгляд, получить отклик на зов, услышать просьбу; отсутствие реакции на боль, холод, голод) Аутизм таких детей максимально глубок.
  • Активное отвержение. Аутизм таких детей проявляется не как отрешенность, а как неприятие большей части мира, любых контактов, неприемлемых для ребенка. Имеется особая избирательность в еде, одежде, фиксированные маршруты прогулок, особый ритуал в общении с близкими, невыполнение всех этих условий ведет к срывам в поведении ребенка (возможна агрессия, самоагрессия).
  • Захваченность своими аутистическими интересами. Такие дети не выглядят уже отрешенными, — они сверхзахвачены своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. Годами они могут говорить на одну и ту же тему, рисовать или проигрывать один и тот же сюжет. Их речь производит впечатление слишком взрослой, «книжной»; она также усваивается с помощью цитат, и используется в неизменной форме. Несмотря на большой активный словарный запас таких детей, — их речь также не используется для коммуникации.
  • Самая легкая форма как чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Контакт с такими детьми носит прерывистых характер. Могут оцениваться как дети с задержкой психического развития.

В результате своевременно начатой упорной коррекционной работе, возможно преодоление аутистических тенденций и постепенное вхождение ребенка в социум. Нередко успешной социализации способствует, например, «врожденная» грамотность, способность к музыке, рисованию, техническому конструированию.

Спасибо за внимание!

Ждем Вас в нашем центре (Москва, Можайское шоссе 4к1).

Занятия с детским логопедом-дефектологом

ЦЕНТР НЕВРОЛОГИИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА на Можайском ш 4к1, проводит логопедическую диагностику, логопедическую коррекцию и для детей с
  • ЗПР, ЗПРР, ЗРР,
  • РАС, ОВЗ, ФФНР, СДВГ, ДЦП,
  • синдромом Дауна, алалией, дислалией,
  • фобиями и паническими атаками,
  • а также для неговорящих детей, логопатов, слабослышащих.
Коррекционные занятия с детьми проводят опытные детские логопеды-дефектологи. В занятие включаются упражнения на развитие страдающих компонентов речи и других психических функций ребенка, в том числе на постановку звуков, развития восприятия и слуха, коррекцию лексико-грамматических нарушений, формирование моторных функций и артикуляционной моторики. Продолжительность одного занятия – 45-60 минут, но занятие может быть увеличено на 5-10 мин., в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Нейропсихологическая коррекция

ЦЕНТР НЕВРОЛОГИИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА на Можайском ш 4к1, проводит нейропсихологическую диагностику, нейропсихологическую коррекцию, сенсорную интеграцию для детей с
  • ЗПР, ЗПРР, ЗДВГ, ММД, ДЦП, аутизм, моторная или сенсорная алалия,
  • Психосоматические расстройства (энурез, тики, нарушение сна)
  • РАС, ОВЗ, ФФНР, СДВГ, ДЦП,
  • синдромом Дауна, алалией, дислалией,
  • фобиями и паническими атаками,
  • а также для неговорящих детей, логопатов, слабослышащих.
Коррекционные занятия с детьми проводят опытные детские нейропсихологи, клинические психологи. В занятие включаются упражнения на развитие страдающих компонентов психических функций ребенка, в том числе на формирование моторных функций и артикуляционной моторики. Продолжительность одного занятия – 45-60 минут, но занятие может быть увеличено на 5-10 мин., в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка

Телефон        +7 (495) 488-71-88