Open/Close Menu Центр неврологии и развития детей раннего возраста

Этапы коррекционно-логопедической работы по развитию речи детей с РДА

В логопедической работе с аутичными детьми можно выделить несколько этапов.

Предварительный этап-контакт — адаптация ребёнка к новым условиям. Установление эмоционального контакта. Создание положительного эмоционального настроя.

Растормаживание речи в индивидуальной работе: 1. Развитие общего подражания, формирование первичного навыка партнерских взаимоотношений и сонаправленного внимания (выводим из полей), понимание речи, просьбы-жесты дай, открой; 2. Формирование предпосылок речевого развития, развитие речевого подражания, формирование связи символ-предмет; 3. Формирование базового словаря из лепетных слов. Умение отвечать на вопрос. (слоговая, наращевание артикуляционных навыков); 4. Формирование навыка общения в диалоге в быту. Улучшение качества звукопроизношения. Здесь рекомендованы групповые занятия, направленные на развитие диалога и социальных навков в группе из 2-3 человек.

Целями первого этапа логопедической работы являются: развитие общего подражания; формирование первичного навыка партнерских взаимоотношений и сонаправленного внимания (выводим из полей), предвосхищение действий взрослого; развитие понимания речи; формирования жестовой речи: дай, открой, на.

Приемы, используемые для реализации этих задач:

  • двигательные и тактильные игры с эмоциональным ответом и ритмичные игры с аффективным окончанием.
  • включение в игру или интересную деятельность ребенка.
  • игра по очереди.
  • использование средств альтернативной и поддерживающей коммуникации.
  • выполнение простых инструкции «Дай», «Покажи», понимания названий действий (инструкций на простые движения, с предметами, обучение пониманию действий по картинкам).

На втором этапе ставятся задачи по формированию предпосылок речевого развития, развитие речевого подражания: звукоподражание, ротового внимания, навыка подражания, понимания речи, речевого дыхания, активизация артикуляционного аппарата, произвольного звукоизвлечения, мышления (связь причины и следствия), инициативы и интереса к общению.

Необходимо формирование связи: символ – предмет. Чтобы ребенок начал пользоваться экспрессивной речью (на уровне звуков и слогов) для взаимодействия с окружающими. Каждый произвольный звук и слог прикрепляется к определённому смыслу (предикату).

Логопеды активно используют игры на дыхание и артикуляцию. Эксперименты с артикуляцией – неречевые звуки (рычание, зевание, цоканье, моторчик, чмоканье и прочее). Любой звук, который получается произвольно привязывать к смыслу (например: чмок – пить). Работа перед зеркалом и фронтально. Комментирование действий в игре и называние предметов, игрушек. Предметное расписание на занятии. Дыхательные упражнения, пузыри.

На этом этапе происходит объединения в одном предложении нескольких слов (на начальном этапе – 2–3 слова). Например: Где мама? Там мяч. Вот ложка.

Повторение слов (мама, папа, дай, на, киса и т.д.), АМОРФНЫХ СЛОВ. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, несущие собственную смысловую «начинку». К таким словам относятся подражания голосам животных – му, ав-ав, мяу. Повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку, в игре.

На третьем этапе делается упор на формировании базового словарного запаса лепетных слов и глаголов повелительного наклонения (команд-обращений: дай, открой, дуй, налей, иди, качай, хлопай и пр). Развитие слоговой структуры слов (2-3сложные). Развитие понимания фразовой речи и умения односложно отвечать на вопросы: кто/что?, где/куда? Наращивание возможностей артикуляционного аппарата. Развитие навыка звукопроизношения.

В работе примениют предметные, двигательные (спортивные) и сюжетные игры с использованием глаголов повелительного наклонения: пузыри, паззлы-вкладыши «дай мне…»/ «что это», машины «кати», зарядка.

Можно создать логопедический альбом индивидуальный у каждого ребенка, с графическими символами звуков, с артикуляционными профилями, визуальными диалогами. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом. Отработка навыка отвечать на вопросы: части тела, реальные предметы, карточки. Сюжетные игры на проигрывание ролевых ситуаций «Покорми/напои игрушку» (пей, кушай), «Пой» с детской пианинкой («ля-ля, ма-ма, па-па..).

На четвертом этапе происходит формирование навыка общения в диалоге в быту, улучшение качества звукопроизношения. На данном этапе рекомендованы групповые занятия, на которых дети играют в ролевые игры, проигрывают социальные ситуации (магазин, доктор и другие)

Специалист ЦНиР
Логопед-дефектолог, специалист по аутизму
Пенцак Юлия Юрьевна

Пенцак Ю.Ю.

Логопед-дефектолог

Логопед-дефектолог, психолог-консультант
Окончила Московский городской педагогический университет, педагогический факультет; Московский социально-гуманитарный институт, факультет клинической логопедии; Российский государственный социальный университет, факультет психологии, социальной медицины и адаптационно-реабилитационных технологий, магистерская программа «Психологическое консультирование и психотерапия личности» (магистр психологии). Прошла курс повышения квалификации «Психологическое сопровождение и коррекционная работа с детьми с РАС» в МСГИ, «Логопедический массаж: классический и зондовый» в учебном центре «Логопед-мастер», «Дизартрия: современные проблемы диагностики и коррекционной работы», «Раннее логопедическое вмешательство: технологии коррекционно-развивающей работы с детьми младенческого и раннего возраста». Прошла повышение квалификации по нейропсихологической диагностикн и коррекции.
Член НАЦИОНАЛЬНОЙ АССОЦИАЦИИ ЛОГОПЕДОВ. Лектор вебинаров по логопедии, коррекционной педагогике и детской психологии.

Специализируется на работе с детьми с РАС. Имеет большой опыт работы с безречевыми детьми (ЗРР, РАС, алалия), с эмоционально-волевыми и интеллектуальными нарушениями.

Ведет занятия и приемы в ЦНИР:

Логопедическая/дефектологическая диагностика, 60 мин. Записаться
Логопедическое/дефектологическое занятие при нарушении звукопроизношения (кроме дизартрии), 60 мин. Записаться
Логопедическое/дефектологическое занятие при дизартрии (включая логопедический массаж), 60 мин. Записаться
Логопедическое/дефектологическое занятие при ЗРР, ЗПР, ЗПРР, 60 мин. Записаться
Логопедический массаж, 60 мин. Записаться
Логопедический тренинг для родителей с детьми (умение общаться и играть с детьми от 0 до 5 лет), 60 мин. Записаться
Логопедический/дефектологический массаж в структуре коррекционного занятия, 60 мин. Записаться

Мы ценим Ваше время!

Для записи оставьте Ваш телефон и мы перезвоним



Принимаю условия обработки персональных данных.

Write a comment:

*

Your email address will not be published.

Телефон        +7 (495) 488-71-88